Сочинения на свободную тему (5-11 кл) Тема: В. М. Васнецов «Аленушка» (сочинение по картине)
Художник Виктор Васнецов любил гулять по ахтырским полям, и казалось
ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение
потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут как ни в чем не
бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи
васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это поет
душа человека. Над глухими русскими деревнями, вросшими в землю
подслеповатыми избами, размытыми дорогами часто слышались художнику
печальные песни.
Казалось, песни эти напеты осенней непогодой, нашептаны беспросветной
нуждой и безысходным горем. Такие же чувства были в душе у Виктора
Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева
сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она
тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый
напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее
торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой
композиции все больше прояснялся.
На картине Виктора Васнецова «Аленушка» мы видим героиню одноименной
сказки, несправедливо обиженную людьми. Она совсем одна в дремучем
лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась, присела на
круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом, безысходном горе
обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский
сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно сидит она,
положив голову на руки. Это настоящая деревенская девочка-подросток
пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих
деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Ее
отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют работать на них с
утра до ночи, поднимают на нее руку, морят голодом и обижают. Что же
будет дальше?
Природа, изображенная на картине, отражает внутреннее состояние
девочки. В предчувствии недалекой зимы сумрачно насупилось и тяжело
нависло низкое осеннее небо. Неподвижен и темен пруд, в его
таинственной глади лишь смутно отражается сарафан Аленушки.
Но не все мрачно в пейзаже, окружающем Аленушку. В отдалении видны
елочки, манящие вечно молодой зеленью, чуть ближе — стройные осинки.
Осинки стоят совсем недалеко от девочки и под набегающим ветерком,
осыпая Аленушку золотыми листьями, словно шепчут ей: «Не плачь, не
горюй!» А стебли камыша слева от девочки и на переднем плане картины
совсем твердые, жесткие и прямые, будто хотят сказать ей, чтобы она не
плакала и выпрямилась так, как они.
Рабскую долю женщины в живописи изображали и другие мастера, но, в
отличие от них, Васнецов раскрыл эту тему в истинно народном стиле.
Ведь в этой картине воплотилась не только сказка. Сам автор говорил,
что в ней «...чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь
божий мир... и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и
навсегда живут в моей душе и греют ее!» Сам Васнецов признает в этой
картине обобщение русского типа женской духовной красоты.