ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ПОМЕСТНОГО И СТОЛИЧНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» - Школьные сочинения - Каталог статей - Сайт для школьников и учителей
Воскресенье, 11.12.2016, 14:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей и школьников

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Школьные сочинения

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ПОМЕСТНОГО И СТОЛИЧНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ПОМЕСТНОГО И СТОЛИЧНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Роман Пушкина «Евгений Онегин» — первый русский реалис­тический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь в 20-е годы XIX века. Это было время подъема национально­го самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недо­вольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-кре­постническим строем.
Пушкин, передовой человек своей эпохи, не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов и откликнулся на них романом «Евгений Онегин», справедливо названным критиком Белинским «энциклопедией русской жизни».
Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве, провинциальном и столичном. В своем рома­не Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал меткую характеристику представителям этого общества. За добродушием автора часто стоит весьма ироническое описание того или иного героя. Например, когда речь заходит о дядюшке Онеги­на, который живет в своем имении, поэт пишет:
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
С такой же иронией поэт говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему нравятся их «привычки милой старины». И за эту близость к народным обычаям Пушкин с симпатией относится к се­мейству Лариных. К ним еще не дошли веяния света, и все так же лихо у них отплясывают мазурку, пекут на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят блюда по чинам». Сам Ларин Дмитрий «...был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый». Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».
Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и «толстый Пустяков», и «Гвоздин, хо­зяин превосходный, владелец нищих мужиков», и «уездный фран­тик Петушков», и «отставной советник Флянов, тяжелый сплет­ник, старый плут, обжора, взяточник и шут». «Скотинины — чета седая» — как бы из «Недоросля» перекочевали в роман Пушкина. Таково провинциальное дворянство XIX века, недалеко ушедшее по своим взглядам и образу жизни от дворянства XVIII столетия.
Помещики жили по старинке, ничем не утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели «наливок целый строй» и, собравшись вместе, говорили «...о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» и осуждали друг друга. Дальше этих разговоров интересы их не шли. Разве что разговор о новых людях, появлявшихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: «Все дочек прочили своих за полурусского соседа».
Культурные запросы провинциальных дворян тоже были очень низки. Пушкин всего в нескольких словах дает меткую и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина «брила лбы» провинившимся крестьянам, «служанок била осердясь».
Жестокая и жадная крепостница, она заставляла девушек петь при сборе ягод, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».
Когда Евгений, приехав в деревню, «ярем... барщины старин­ной оброком легким заменил», то «...в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед», наверное, такой, как Скотинины или тот же Гвоздин. Все, о чем рассказывает поэт, — правда; это и его личное наблюдение за жизнью провинциального дворянства, в ссылке в Михайловском он видел это все своими гла­замиВ романе изображается и жизнь столичного аристократического общества. Жизнь дворян — сплошной праздник. Именно система самодержавно-крепостнического строя позволяла им вести такой образ жизни. Театры, балы, рестораны — это основное занятие сто­личного дворянства. Трудиться они не хотели, так как «труд упор­ный им был тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском об­ществе считали нормальным явлением. Автор романа подробно по­знакомил нас с «занятиями Евгения Онегина и на примере одного дня, проведенного им, показал, что жизнь общества была очень «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Пушкин же, критически относящийся к такой жизни, сатирически рисует ти­пичных представителей высшего света. Цвет столицы — это «необ­ходимые глупцы», «на все сердитые господа», «диктаторы», «с виду злые дамы» и «не улыбающиеся девицы». Без цели, без дви­жения вперед — вот какими мы увидели дворян-аристократов, на­полнивших светские гостиные Петербурга и Москвы:
Все в них так бледно, равнодушно:
 Они клевещут даже скучно,
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
 Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум.
Как поместное дворянство, так и столичное преклонялось перед всем иностранным. В каждом доме дворянина были заграничные предметы рокоши, которые Париж и «Лондон щепетильный... за лес и сало возят нам». Везде носили одежду на заграничный манер и говорили по-французски:
Но панталоны, фрак, жилет,
 Всех этих слов на русском нет.
Татьяна, «русская душою», попав в петербургское общество, мыучила науку «властвовать собою», о которой говорил ей Онегин. Нысший свет может любого перевоспитать в светского человека, каким он должен быть в понимании «судей решительных и стро­гих», чтоб о нем «твердили целый век: какой прекрасный чело-мк».
С раннего детства дворянам прививали черты человека-карье­риста, который должен быть хватом или франтом, чтоб «жизни 10ЛОД с летами вытерпеть умел», чтоб «черни светской не чуждал-I " • ив тридцать лет «был выгодно женат».
Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой одну цель — добиться славы и чинов. Пушкин Ирен своим принципам и всегда в произведениях осуждающе отно­сится к такого рода людям. В романе «Евгений Онегин» он сатири-•" ки обличает образ жизни поместного и столичного дворянства. При этом поэт точно указывает на главного врага, позволяющего иморинству вести такой образ жизни — самодержавно-крепостни-
Некий строй.

Категория: Школьные сочинения | Добавил: ZZolotko (13.04.2011)
Просмотров: 4922 | Рейтинг: 0.0/0
загрузка...
Поиск
Интересное
загрузка...

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz